Колебер Надежда Ивановна, учитель физкультуры, первая категория.
« С молоду закалишься- на весь век сгодишься»
Практика работы показывает, что, пользуясь в основном традиционными методами обучения, мы зачастую не достигаем намеченной цели. Наиболее заметно отставание в развитии мышечной силы и выносливости к физической работе. Вот я и перешла на нетрадиционный метод обучения. Для повышения объёмов физических нагрузок направленных на развитие мышечной силы и выносливости к физической работе, мы на уроках гимнастики концентрируем усилия на главных элементах: подъёмы и перевороты в упоры, сгибание и разгибание рук в упоре на полу, поднимание и опускание ног из положения лёжа на спине, подтягивание в висе на низкой и высокой перекладине. Использую также средства атлетической гимнастики.
По моим наблюдениям упражнения с отягощениями особенно привлекают мальчиков 13-15 лет. Средства атлетической гимнастики позволяют выполнить большой объем работ физической работы, а возникающий интерес к самосовершенствованию, не только приучает школьников трудится но способствует быстрому прогрессу в силовой подготовке.
Ещё большое значение в воспитании волевых усилий, в привитии умения по-настоящему грудится для достижения цели имеет беговая подготовка. Начиная с третьего класса на каждом уроке я даю учащимся задание пробегать значительное расстояние. Сначала учащиеся бегут в умеренном темпе от 3 до 5 минут. Постепенно увеличиваю время и расстояние. Систематически пробегая в соревновательном темпе большое расстояние, ребята привыкают к значительном объёмам физической работы, а в месте с повышением интенсивности бега совершенствуются и свои физические качества.
В результате такой работы и мальчики, и, девочки на зачётных занятиях выполняют программные требования на оценки четыре и пять .
Ребята нашей школы - чемпионы района , призёры «Областной королевы спорта». призёры областной спартакиады школьников.
В данное время работаю над системой Г, Гилмора «Бег ради жизни». Оздоровительный эффект длительности беге, основан на увеличении работоспособности сердечно-сосудистой системы в результате тренировки. Это приводит к улучшению снабжении кровью всех органов и тканей организма и их оздоровлению за счёт активизации метаболических процессов.
Как показывает практика, прекращение тренировок в беге довольно быстро возвращает человека к начальному состоянию. Отсутствие стойкого эффекта оздоровления, по-видимому, можно объяснить тем, что вопросы питания Г. Гилмор решает традиционным способом . На переработку этой пищи уходит возросшая энергия организма. Подтверждением этому служат результаты сверхмарафонского восьмидневного пробега, в котором участвовали четыре последователя Г. С. Шаталовой .Калорийность ежедневного рациона этих бегунов была 1200 килокалорий ( 30 г. белка 30 г. жира 200г. углеводов).
Одновременно бежала контрольная группа, калорийность питания которой была свыше 6000 килокалорий( 190 г. 190 г. 900 г . Было отмечено что
( шаталовцы) чувствовали себя лучше; меньше потели. Таким образом, при умеренной еде бег даёт более стабильные положительные результаты в улучшении здоровья .
А я считаю , что одна из важнейших задач учителя физической культуры оздоравливание детей .
В течении моей работы в школе я постоянно сталкиваюсь с тем .что с каждым годом всё больше детей приходят в школу с физическим отклонением, более слабыми, поэтому их организм более подвержен к простудным заболеваниям .
В поисках выхода из сложившейся ситуации, просмотра ряда работ передовых учителей , учителей-новаторов , врачей более оптимальным вариантом в этой ситуации я считаю работу зав.лабораторией кафедры гигиены и спортсооружений ГЦОЛИФК В.В. Горбунова.
Изучив его методику , я организовала в школе группу здоровья « С молоду закалишься- на весь век сгодишься».
Что же такое закаливание и как приучить свой организм к сопротивляемости холоду, жаре и другим неблагоприятным воздействиям внешней среды. Суть закаливания наиболее ёмкостно раскрывается в народных поговорках « Чья молодость прошла в теплице, тог всю жизнь сквозняка боится» « Холода не бойся , сам по пояс мойся». «Смолоду закалишься- на весь век сгодишься».
Вспомним одну поучительную легенду.
Однажды грек встретил скифа, равнодушно бредущего по снегу босиком .Южанин пришел в крайнее изумление:
-Неужели тебе не холодно?
- А почему не мёрзнет твоё лицо? - в свею очередь спросил чужестранец.
Мое лицо привыкло к морозу, - подумав , ответил грек.
Представь себе, что я весь - лице! Улыбнулся скиф.
Столь высокой степени закалки можно достичь , если умело воспользоваться благодатными факторами природы- солнцем ,воздухом и водой. И чем раньше позаботиться об укреплении своего здоровья, тем лучше! Школьные годы- самая подходящая пора.
Арсенал закаливающих процедур весьма обширен и доступен каждому желающему. Толк однако, будет лишь в том случае, если все приёмы и методы использовались регулярно , по определённой системе , а не от случая к случаю . Другое правило -постепенное и последовательное повышение нагрузки на организм , правильная дозировка каждой процедуры . Безрассудно знакомиться с закаливанием с купанием в ледяной проруби. Такому шагу должна предшествовать основательная тренировка. Учащимся важно учитывать и индивидуальные особенности своего организма, каждодневно контролировать самочувствие и , конечно , было бы хорошо , если был бы в школе свой врач , с которым можно было бы посоветоваться .Закаливание - активный, творческий процесс, предусматривающей сознательное использование неблагоприятных внешних воздействий для тренировки организма. Более того , каждая процедура вырабатывает специфическую устойчивость к действию данного раздражителя . Иными словами , регулярное охлаждение ног может защитить от простуды , но не гарантирует успеха после стакана холодного молока в жаркий день. Поэтому наиболее эффективно комплексное использование самых разнообразных форм закаливания .
Наиболее доступная и безопасная процедура - воздушные ванны. В начале их принимают в хорошо проветриваемом помещении , затем и на улице . Оптимальный вариант - закаливания воздухом во время ;утренней гимнастики , уроков физической культуры и спортивных тренировок. Первые воздушные ванны мальчики и девочки принимают при температуре +18 градусов С. Продолжительность их постепенно увеличивается от 5-10 до 30 минут. После обретения основных навыков закаливания воздухом переходят к более холодным температурам - до 12 ° С, время сеанса 10 минут. И так постепенно снижая температуру и повышая время сеанса , дети привыкаю! к более холодным температурам . В дальнейшем это позволяет нам зимой выходить на улицу в короткой форме (девочки ) мальчики в одних спортивных трусиках, делаем пробежку несколько энергичных гимнастических упражнений , прыжки .
Более интенсивная закаливающая процедура - водные процедуры . Но так как нет условий в школе для выполнения этой процедуры , я задаю задание на дом. В домашнее задание входит : обтирание ,обливание , полоскание горла холодной водой. Полоскание горла проводится утром и вечером начальная температура воды + 23 . Постепенно её снижаем до + 5 градусов.
Обтирание выполняется полотенцем , губкой или рукой смоченной в воде , можно сшить варежку . Первые 2 недели обтираются по пояс , затем переходят к обтиранию всего тела в такой последовательности : шея , грудь , руки , спина , ноги . Направление движений - от периферии к центру. Начальная температура воды + 33-34 градуса. Каждые 3-4 дня снижают на 1 градус и доводят до + 15 градусов.
Наблюдаю за детьми каждый день, провожу беседы с родителями , ведь в группе дети занимаются только с разрешения . – т. е , с заявления родителей . Когда организм ребёнка привык уже к более холодным процедурам мы переходим к обтиранию снегом- весьма сильнодействующей процедуре.
Первую неделю мы обтираем только йоги , руки . Постепенно переходим на шею , спину , грудь . После каждой процедуры мы тщательно растираем тело полотенцем . У каждого ребёнка своё полотенце .
Немаловажную роль в закаливании играет облучение солнечными лучами .Ультрафиолетовые солнечные лучи благотворно действуют на организм школьников .Под их влиянием повышается тонус Центральной нервной системы , улучшается барьерные функции кожи, активизируется деятельность желез внутренней секреции. Начинать закаливание солнцем целесообразно с первых же теплых дней .
Так как мы находимся в средней полосе, то принимать солнечные ванны следует с 8 до 11 часов . По этому я использую это не только для ребят , которые занимаются в группе закаливания , но и для всех ребят нашей школы . Особое внимание следует обращать на правильную дозировку солнечных сеансов . Начинают обычно с 5-10 минут. Ежедневно продолжительность процедуры увеличивается на 5 минут .
Важную роль в общей системе закаливания играют занятия физическими упражнениями . На уроках физической культуры , в ходе тренировок спортивных секциях , во время самостоятельных занятий в облегченной спортивной форме выполняют интенсивную мышечную работу , учатся преодолевать жару и холод , добиться намеченного результата . Особое значение имеет спортивные соревнования , именно в них ученики овладевают непростым искусством преодолевать утомление , бороться до конца , то есть , приобретают закалку в самом широком смысле этого слова .
Следует учитывать ,что в период напряжённой учебы . особенно во второй половине учебного года, у школьников наблюдаются случаи быстрого распространения ангины , гриппа , ОРЗ.
Практика показала, что дети , занимающиеся в группе закаливания , менее подвержены к этим заболеваниям . В группе занимается 18 детей , из них не один ребёнок не болел простудным заболеванием .
Визуально я стала замечать ,что дети, занимающиеся в группе закаливания , физические нагрузки переносят на много легче , чем их сверстники , которые не занимаются . В связи с этим , спортивнее результаты на много выше . Например , берём 2 девочек 7 класса одна занимается в группе закаливания . вторая не занимается . Берём для сравнения тесты :
1 2
Пресс за 30 секунд 30 17
Прыжки в длину с места 185 150
Вис на перекладине 33 17
Говорят, хорошее начало- это половина успеха , Но чтобы добиться более высокого результата , я решила работать по системе П.К. Иванова .
Известно ,что без закаливания нельзя достигнуть надёжного здоровья . Это утверждал и П.К Иванов , который предложил суровую систему оздоравливания при помощи закаливания , основанную на « про5уждении организма холодом» .
Система Иванова такова : 2 раза в день проводить обтирание или обливание холодной водой . Зимой ходить босяком по снегу . Необходимо отказаться от лекарств и проводить разгрузочный день 1 раз в неделю . В процессе оздоравливания возникают кризисные обострения из -за выхода шлаков . При обострении обычно ужесточают режим , но не переохлаждаются .
Высокий уровень закаленности требует постоянных тренировок . Стоит их прекратить- и все надо начинать сначала . Ери регулярном следовании системе возрастает энергия . Человек становится здоровее работоспособнее , живее , уменьшается потребность в еде .
Основу системы составляет тренировка организма человека за счёт периодического резкого охлаждения . Известно , что при охлаждении тела его оболочка снижает теплоотдачу в окружающую среду за счет уменьшения кровообращения в ней . Одновременно с этим происходит повышение теплообразования в ядре тела- за счет активизации кровообращения . Таким путём поддерживается постоянная температура ядра . Эту реакцию стараются закрепить периодической тренировкой ,т.к. она позволяет подготовить организм к действию кратковременных переохлаждений, которые приводят к простудам, и использовать процесс для оздоровления организма.